О Латыфе Хамиди!


Главная | Биография | Статьи | Рукописи | Фотографии | Произведений | О музыкантах | Интервью | О фонде | Ссылки | Гостевая | Материалы


»»» М А Т Е Р И А Л Ы »»»

Латыф Хамиди:

о себе и времени

   В недавние времена, когда открытие каждого нового театрального сезона почиталось важным общественным событием в жизни столицы, ГАТОБ (как театр респектабельный и серьезный) неизменно встречал зрителей оперой А.Жубанова и Л.Хамиди “Абай”. Произведение это стало как бы символом театра, незыблемости его традиций, оно прочно вошло в анналы национальной музыкальной классики и... как бы потеряло привлекательность новизны, стало своего рода “преданьем старины глубокой”.

   А между тем “старина” эта (в частности, дата рождения оперы) довольно близка нам по времени, поделившему современную историю на “эпохи”, на “до” и “после”, советскую и пост... Но, видимо, пришло время пристальнее всмотреться в это “допостсоветское” пространство, чтобы разглядеть в нем, сохранить, понять огромную созидательную, трудную работу, что проделали наши отцы и деды, создавая наше государство, его культурные традиции.

   Наверное, прежде всего этим интересны для нас архивные материалы, хранящиеся в фонде композитора Латыфа Хамиди в Центральном государственном архиве Республики Казахстан.

   Мы имеем возможность опубликовать лишь очень незначительную их часть, хотя и понимаем, что первое знакомство с материалами из архива композитора налагает на нас определенную ответственность перед заинтересованным читателем. В частности, потому что порой неизбежно редакторское вмешательство и субъективный подбор материалов. Но надеемся, что со временем появится возможность увидеть их в полном объеме.

   Латыф Абдулхаевич Хамиди (1906–1983) стоял у истоков как татарской, так и казахской профессиональной музыки. Опираясь на народный музыкальный фольклор, он писал в новых для музыкального искусства этих народов жанрах, таких, как вальс, марш, симфоническая музыка. Он стал автором первого в истории татарской музыки вальса, написанного на стихи М.Джалиля. Этот жанр принес ему известность и признание и в Казахстане: Хамиди написал первый “Казахский вальс” (1940) на слова Сабита Муканова. Первой исполнительницей этого вальса стала непревзойденная Куляш Байсеитова.

   Творческое наследие народного артиста Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР, композитора, педагога, музыкального общественного деятеля Л.А.Хамиди обширно и разнообразно. Оно, по единодушному мнению специалистов, отличается новаторством и высоким профессиональным мастерством. Соавторами песен композитора были Ильяс Джансугуров, Сабит Муканов, Дихан Абилев, Абдолла Жумагалиев, Сапаргали Бегалин, Марьям Хакимжанова. Он пишет музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам, музыку для хорового исполнения.

   Хамиди записал и обработал свыше 100 казахских, татарских, башкирских, узбекских и туркменских народных песен и инструментальных произведений. Они-то и легли в основу его творчества. Особенно плодотворным в этой области было его сотрудничество с Мухтаром Ауэзовым, благодаря чему в 1935 г. Л.А.Хамиди смог записать 18 песен Абая Кунанбаева из уст его племянника Архама Исхакова, живого свидетеля песенного творчества Абая. По признанию самого Хамиди, Архам Исхаков обладал редкой музыкальной одаренностью, а известный казахский музыковед Бисенгали Гизатов отметил, что эти записи песен Абая стали самыми удачными и достоверными. Видимо, это обстоятельство сыграло немалую роль при создании оперы “Абай”, написанной им в соавторстве с ученым-музыковедом и композитором Ахметом Жубановым. Автором либретто стал М.О.Ауэзов.

   “Даль и простор иногда превращают в искусство то, что никогда не было искусством, – писал в свое время Юрий Трифонов, известный русский писатель, – потому я и думаю, что время обладает этой странной силой: даром художественности... В старых и немудреных словах, сказанных когда-то мимоходом, по делу, кристаллизуется поэзия. Со словами происходит то же, что и с химическими элементами: распадаясь с течением времени, они возрождаются к новой жизни в другом качестве. Ни один мемуарист не может избежать невольной и бессознательной саморедактуры. Когда же редактуру берет на себя время, тогда возникает феномен художественности. Время ничего не дописывает и ничего не вычеркивает, оно действует как-то иначе. То, что убито временем, то уж убито окончательно, а то, что осталось жить, то живет удивительной меняющейся жизнью”*.

   *Трифонов Ю.В. Отблеск костра. Документальная повесть. М., 1989. С. 43–44.

   Все это в полной мере относится и к этим материалам, в которых взгляд современника запечатлел для нас характеры зачастую хрестоматийно-безликих сегодня замечательных деятелей культуры республики. И интересны не только его воспоминания о дружбе и творческом содружестве с известным татарским поэтом Мусой Джалилем, погибшим в фашистской тюрьме Моабит (Берлин) в 1944 г. Хамиди также помнил татарскую литературную богему Москвы, в которую входили Хасан Туфан, Адель Кутуй, Ахмет Ерикеев, Ахмет Файзи, Хади Такташ, Мансур Крымов, Карим Тинчурин и др., а также многое знал о работе татарской оперной студии при Московской консерватории, где сам учился. Ее первые выпускники составили основу будущего оперного театра Казани, который носит имя Джалиля, автора либретто первого оперного спектакля композитора Джаудата Файзи “Алтын чач”.

Ильяс Самигуллин


Обратная связь | О сайте | Помощь | Карта сайта


Copyright © 2003. All rights reserved.
Hosted by uCoz